Госдума 23 июля т.г. сразу во 2-м и 3-м чтениях приняла закон, многократно увеличивающий госпошлины при обращении в суд (№ 577665-8 - см вложение).
Новые пошлины затронут юридических и физических лиц при обращении как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражные суды. По сравнению с первой редакцией правительственных поправок ко второму чтению изменения в итоге были частично смягчены.
Например, госпошлина при подаче неимущественных исков (или имущественных, но не подлежащих оценке) в суды общей юрисдикции вырастет с 300 руб. до 3 тыс. руб. (вместо изначально предложенных 5 тыс. руб.) для граждан и с 6 тыс. до 20 тыс. руб. для компаний. В арбитражных судах «плата» за подачу неимущественных исков вырастет с единых 6 тыс. руб. до 15 тыс. для физлиц и до 50 тыс. для юрлиц (весь перечень предложенных поправок см. в тексте 2-го чтения, статья 333).
В Госдуме прокомментировали, что размер действующих госпошлин практически не повышали на протяжении 15 лет. Это привело к утрате судебной пошлиной какого‑либо экономического и регулирующего смысла. Поддерживает поправки и Верховный Суд..
В частности, пресс-служба ВС отмечает, что решение о корректировке размера судебных пошлин является актуальным и своевременным. Размер госпошлин не индексировался 15 лет, а доходы от сбора пошлин в последние годы составляли около 5% от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы.
В ВС надеются, что сбалансированный размер пошлины будет стимулировать добровольное исполнение сторонами принятых на себя обязательств, а в случае разногласий - мирное урегулирование правовых конфликтов альтернативным образом. «Результатом предлагаемых изменений станет формирование правовой культуры, в рамках которой обращение в суд должно рассматриваться в качестве такого способа защиты, использование которого целесообразно в случае, если иные (внесудебные) инструменты разрешения спора исчерпаны, что в целом будет формировать у участников процесса уважительное отношение к контрагентам, закону и суду».
По замыслу властей «удорожание» споров призвано снизить нагрузку на судей и сократить масштабы сутяжничества, поскольку увеличение размера судебных пошлин среди прочего сократит число желающих судиться по принципу «спор ради спора».
На Закон.ру, в ряде СМИ активно обсуждались как сама инициатива, так и последствия увеличения размеров судебных пошлин. Высказаны аргументы юристов как За, так и ПРОТИВ. Правда, подавляющее большинство экспертов не нашло в предложениях к резкому повышению госпошлины мало позитивного ни для текущих экономических процессов в общем, ни для рынка юридических услуг в частности, ни для права на судебную защиту как такового.
По мнению некоторых экспертов наибольшее влияние закон оказывает на возможности кредиторов в делах о банкротстве.
Размер сборов за подачу заявления о банкротстве поднимут с 300 до 10 тыс. рублей для граждан и с 6 тыс. до 100 тыс. рублей для компаний
Логика «проигравший платит» по таким делам не работает - процент удовлетворения требований кредиторов за счет имущества банкрота составляет не более 5%, то есть высока вероятность, что кредиторы не только потеряют сумму долга, но и понесут существенные безвозвратные судебные расходы.
К тому же, согласно закону, пошлиной по делам о банкротстве облагается не только включение требований кредитора в реестр, но и каждое последующее имущественное требование. При этом нет никаких гарантий, что все эти судебные споры окупятся - то есть что будет найдено имущество и на него будет обращено взыскание. Эксперт напоминает, что ФНС освобождена от уплаты госпошлины, то есть ее активность снижена не будет, а кредиторы, вероятно, станут более избирательно относиться к предпринимаемым в деле о банкротстве действиям и тщательнее обдумывать подаваемые заявления, учитывая высокие судебные расходы.
24 июля 2024 г.
Обновлено:24.07.2024 14:59:24 UTC