Новости


Рекомендации по взаимодействию АУ и правоохранительных органов
Алексей Касаткин
адвокат, старший партнер
Адвокатское бюро Criminal Defense Firm

24.01.23г

https://probankrotstvo.ru/

Дискуссии об уголовных делах в сфере банкротства не утихают несколько лет. Эксперты утверждают, что количество возбуждаемых уголовных дел неимоверно мало, а доказывание по ним осложняется непониманием следствием банкротных процедур. Это так лишь отчасти.

Доля банкротных преступлений в пуле преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) ежегодно составляет не более 1%.

Это в среднем 60 осужденных, из которых 80% - за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), 10% - за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ). Оставшаяся «антибанкротная» норма (ст. 197 УК РФ) практически не применяется.

Вместе с тем я полагаю, что не имеет смысла питать иллюзий относительно методов работы правоохранительной системы в этой части. К сожалению, здесь вполне применим закон сохранения вещества, который в письме математику Леонарду Эйлеру сформулировал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, презюмирующий, что если в одном месте убудет, то в другом обязательно прибудет.

Так, отсутствие возбужденного уголовного дела по ст. 195 УК РФ никак не мешает следователю прибегнуть к действенной и проверенной десятилетиями ст. 159 УК РФ (Мошенничество).

К моему глубокому сожалению, случаи привлечения арбитражных управляющих к уголовной ответственности по весьма сомнительным с точки зрения права и, что хуже, логики основаниям встречаются в адвокатской практике все чаще, в то время как судебная практика стремительно обогащается новыми обвинительными приговорами.

Убежден, что данная тенденция продолжится и в последующие годы и будет обусловлена усилением государственного контроля за экономикой, а также ростом организаций, которые окажутся более неспособны вести деятельность на рынке.

При этом правоохранительные органы порой забывают, что основная задача арбитражного управляющего сводится к координации всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации активов должника. Относительно простая для понимания функция, предоставленная законодателем профессиональному сообществу, к сожалению, по-разному может интерпретироваться оперативными и следственными органами, в особенности теми, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Предупредить войну гораздо проще и эффективнее, чем вести ее. Инструменты минимизации уголовно-правовых рисков не теряют своей актуальности и сейчас, а большинство из них вы можете внедрять самостоятельно.

Итак, свидетельствами заинтересованности к деятельности управляющих и иных участников процедуры банкротства (кредиторы, ликвидаторы, конечные бенефициары должника, его сотрудники и представители, лица, не имеющие формальной юридической связи с должником) со стороны правоохранителей являются:

Поступление запросов о предоставлении информации и документов

Рекомендуется тщательно подходить к вопросу подборки истребуемых сведений и документов, проверять их содержание на подлинность. Правоохранители второго шанса не дают.

Поступающие от правоохранителей запросы для удобства понимания целесообразно сгруппировать по стадиям уголовного судопроизводства, отдельно выделив прокурорскую проверку, которая по своей правовой природе имеет ряд особенностей.

Запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела (в рамках проведения доследственной проверки):

- проверить запрос на законность (соответствие правовым нормам (п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» или п. «м» ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»);
- проверить наличие номера и даты регистрации сообщения о преступлении в КУСП;
- обжаловать действия в надзорный орган.

Поступивший запрос должен отвечать признакам законности и обоснованности. Так, в нем должны быть указаны правовые нормы, предоставляющие право соответствующим органам запрашивать ту или иную документацию (например, п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» или п. «м» ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

Запрос о предоставлении документов должен также содержать соответствующие номер и дату регистрации сообщения о преступлении в КУСП (Книга учета сообщений о преступлениях). Данное требование обусловлено тем, что все сообщения о неправомерных и преступных деяниях должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Именно после этого проводимую правоохранителями проверку возможно считать инициированной.

Указанными данными подтверждается, что правоохранительные органы действительно проводят проверку по факту обращения к ним или в связи с иной поступившей информацией о готовящемся или совершенном преступлении, а не истребуют документацию, содержащую зачастую коммерческую тайну, по личным или иным мотивам.

При получении запроса, не соответствующего вышеуказанным требованиям, содержащего абстрактную информацию о целях и задачах его автора, а также сведения, явно не имеющие отношения к предмету проводимой им проверки, целесообразно обжаловать подобные действия в надзорный орган - прокурору с целью проверки им законности и обоснованности действий правоохранителей. Практика показывает, что в большинстве случаев обжалование подобных запросов правоохранителей прокурору отбивает у них охоту на направление повторных запросов в ваш адрес.

Запросы, направленные после возбуждения уголовного дела:

- проверять конкретные правовые нормы, закрепляющие полномочия следователя;
- уточнять мотивировку запросов;
- обжаловать действия в надзорный орган.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство по нему осуществляют уже не оперативные подразделения, а следователь, у которого достаточно других, более эффективных инструментов получения информации (допросы, проведение обысков, выемок и т. п.).

Вместе с тем даже на стадии расследования уголовного дела вам вполне могут поступать запросы о предоставлении тех или иных документов, а также информации, которая не имеет никакого отношения к предмету доказывания по делу.

Как и в случае с доследственной проверкой, следователь обязан указать конкретные правовые нормы, закрепляющие его полномочия на направление запросов, а также мотивировать необходимость истребования у вас конкретных сведений.

В запросе следователя данные сведения отсутствуют - обжалуем его необоснованные действия вышестоящему руководителю, прокурору или в суд.

Запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки:

- проверять конкретные правовые нормы, закрепляющие полномочия следователя;
- уточнять мотивировку запросов;
- обжаловать действия в надзорный орган (вышестоящему прокурору).

По закону прокурорская проверка проводится для уточнения нюансов вашей деятельности на предмет ее соблюдения требованиям федерального законодательства. Прямого отношения к расследованию уголовного дела она иметь не может.

Вместе с тем если в ходе проведения прокурорской проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении вами преступления, то материалы данной проверки с высокой долей вероятности будут направлены уже в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Несмотря на то, что сотрудники органов прокуратуры гораздо более тщательно относятся к вопросам мотивировки своих требований, многие прокурорские запросы составляются с нарушениями законодательства, которые уже рассмотрены мной выше.

Таким образом, рекомендации по проверке запросов прокуратуры остаются прежними. Адресатом обжалования при этом будет выступать вышестоящий прокурор.

Производство обыска или выемки. Обследование помещений, зданий и сооружений

Производство обыска:

- убедиться в наличии судебного решения или постановления следователя;
- проконтролировать верность составления протокола обыска и указания всего изъятого;
- в случае нарушений написать жалобу вышестоящему руководителю/прокурору/в суд.

Так, основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что у вас в жилище, офисе, ином нежилом помещении могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела, что отдельно регламентировано в ч. 1 ст. 182 УПК РФ.

Обыск в жилище производится на основании судебного решения или постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства. В иных помещениях обыск производится на основании постановления следователя. В любом из этих случаев лицо, в жилище или компании которого будет производиться обыск, вправе ознакомиться с постановлением, о чем в нем делается соответствующая отметка.

При производстве обыска следователем либо оперативным сотрудником, если обыск производится им по поручению следователя, составляется протокол обыска, в котором отражаются все действия, совершаемые правоохранителями, а также ваши заявления и замечания в случаях, если действия правоохранителей кажутся вам незаконными или необоснованными.

Копия протокола обыска должна быть вручена вам по окончании его составления и подписания всеми участниками следственного действия. Перед подписанием протокола необходимо оценить его содержание на предмет соответствия требованиям уголовно-процессуального законодательства, а также соответствия им фактических действий, совершенных правоохранителями. Внимательно изучите список тех предметов и документов, которые были у вас обнаружены и подлежат изъятию. Ничего ли не было упущено в протоколе?

Имеют место ситуации, при которых правоохранители отмечают в протоколе обыска далеко не все факты, имевшие место, а также не все носители информации, подлежащие изъятию. Вместе с тем в протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены конкретные предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с максимально точным указанием их количества, иных индивидуальных признаков.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если вы откажетесь добровольно предоставить правоохранителям доступ к ним. Следователь также вправе запретить вам и иным лицам, присутствующим на месте обыска, покидать его, а также общаться с иными лицами, в том числе посредством устройств мобильной связи, до его окончания.

Действия правоохранителей, производивших обыск, показались вам необоснованными или преступными - смело прибегайте к вышеописанному алгоритму (жалобы вышестоящему руководителю/прокурору/в суд).

Производство выемки:

- было ли предложение добровольной выдачи? Если нет, то фиксация в протоколе следственного действия;
- контроль за выемкой только заявленных материалов. При начале несанкционированного обыска - вносите замечания в протокол.

При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, при условии известности их местонахождения, где и у кого они находятся, производится выемка (ст. 183 УПК РФ).

Запомните, что еще до начала производства выемки следователь обязан предложить вам выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, и только в случае вашего отказа он уже имеет право производить выемку принудительно. В том случае, если предложения добровольной выдачи предметов и документов до производства выемки не поступало, отразите это в протоколе следственного действия.

Внимательно следите за тем, что и откуда изымают правоохранители. Так, с их стороны возможны провокации и злоупотребления своими полномочиями. На практике распространены ситуации, когда выемкой подменяют производство обыска, что также не является законным.

Не стесняйтесь и последовательно отстаивайте свои права! Требуйте внесения в протокол следственного действия всех имеющихся у вас заявлений и замечаний.

Совет эксперта: необходимо исключить нахождение в помещениях какой-либо двусмысленной и компрометирующей информации на любых ее носителях (переписка в мессенджерах, личной и корпоративной электронной почте, драфты договоров и т. п.). Данный совет имеет равнозначную ценность как в случае выемки, так и при обыске.

Обследование помещений, зданий и сооружений:

- проверить оформление хода и результатов обследования в виде рапорта/справки/акта.

Обследование помещений, зданий, участков местности и транспортных средств является оперативно-разыскным мероприятием, заключающимся в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения конкретных лиц, предметов, документов или тайников.

Запомните, что ход и результаты обследования обычно оформляются рапортом оперативного сотрудника, который его и проводил. Также они могут быть оформлены справкой, актом обследования, которые по своей форме и содержанию должны максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу осмотра места происшествия, или актом, под прикрытием которого проводилось зашифрованное обследование.

Права и обязанности при допросе

Ваши права при производстве опроса или допроса, обязанности правоохранителя:

  • перед началом опроса/допроса правоохранитель обязан разъяснить вам ваши права (ст. 51 Конституции РФ и т. д.);
  • задавать вам наводящие вопросы запрещается;
  • запрещено отказывать в допуске адвокату;
  • вы вправе пользоваться любыми документами и записями при ответе на вопросы следователя;
  • вы вправе давать объяснения/показания на языке, которым владеете (в случае, если русским языком вы владеете плохо);
  • вы вправе вносить в бланк объяснений / протокол допроса любые заявления о нарушениях ваших прав и законных интересов и иные.

Помните, что от вашего поведения на опросе/допросе зависит многое. Так, во время допроса рекомендую:

  • внимательно слушать формулировки вопросов, которые вам задают. Прежде чем давать на них ответ, убедитесь, что вопрос вами правильно понят. Если вопрос вам непонятен или он является двусмысленным, наводящим, переспросите;
  • на допрос не берите с собой ничего лишнего. Даже ваш мобильный телефон лучше отдать адвокату;
  • отвечайте только на конкретно поставленный вопрос. На опросе/допросе нежелательно пускаться в рассуждения. Будьте лаконичны. Чем короче ответ, тем меньше дополнительных вопросов может последовать;
  • если вы не знаете чего-либо о том, о чем спрашивает следователь, не бойтесь заявить об этом;
  • если вы не уверены в ответе, скажите о том, что не знаете точного ответа на поставленный вопрос;
  • если вы не помните каких-то деталей, так и заявите. Всем людям свойственно забывать. Страшно назвать детали, которые не соответствуют действительности.

Последуют все новые уточняющие вопросы, уж поверьте;

  • избегайте высказывания собственных предположений, а также своего мнения по тем или иным вопросам. Ваши ответы должны касаться исключительно фактов, которые вам доподлинно известны. Опыт показывает, что ваши же предположения и стремление показаться более осведомленным, чем есть на самом деле, могут привести к весьма печальным последствиям не только для вас, но и для иных лиц.

Совет эксперта: всегда помните о вашем конституционном праве на отказ от дачи показаний (ст. 51 Конституции РФ), праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

В случае, если вас приглашают для дачи объяснений или вызывают на допрос, рекомендую обратиться за юридической помощью к адвокату по уголовным делам.

Помните, что порой ваши объяснения могут оказаться последней ступенью до возбуждения уголовного дела, а показания - до инициирования вашего необоснованного уголовного преследования.

Истребование сведений о должнике со стороны налогового органа

Совет эксперта: убедитесь, что все налоги уплачены. Практика показывает, что никто не знает содержимого вашего кошелька лучше, чем бухгалтер или финансовый директор. Обсудите сложившуюся ситуацию с ними.

Обязанности налогоплательщиков значительно шире, чем их права. Так, у вас имеется обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность такого исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления).

Вместе с тем налоговый орган тоже не всесилен. Право истребовать документы (информацию) вне рамок налоговых проверок имеется у него только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки, а также при указании конкретных сведений, позволяющих идентифицировать такую сделку.

Помните, что истребовать документы (информацию) может как налоговый орган, проводящий в отношении вас налоговую проверку или иное мероприятие налогового контроля, так и налоговый орган по месту вашего нахождения.

Негласный сбор информации

Совет эксперта: исключите получение значимой информации посторонними лицами, цифровая гигиена и т. п.

Запомните, что часто правоохранители собирают о вас информацию скрытно. Узнать об этом по каким-либо внешним признакам практически невозможно. Будьте готовы к тому, что рано или поздно конфиденциальная информация может попасть на стол к оперативнику или следователю.

Ваша собственная осведомленность и опытный адвокат по уголовным делам рядом это хорошо, конечно, но важно не забывать и о превентивных мерах по защите конфиденциальной информации.

Так, в течение нескольких последних лет получили распространение защищенные промышленные сервера, которые позволяют минимизировать объем информации, содержащейся на том или ином технологическом устройстве. Использование шифровальных серверов также исключает для посторонних лиц возможность перехватить сообщения, пересылаемые в мессенджерах и смс-сервисах, что случается нередко. Вся получаемая информация дублируется на кластере промышленных серверов, а позже хранится в цифровых хранилищах, открыть которые без пароля шифрования, известного лишь обладателю информации, невозможно.

И напоследок. Неоднократно от специалистов в сфере банкротства я слышал, что заключения управляющих, содержащие выводы о наличии преднамеренного либо фиктивного банкротства должника, оставляются без внимания правоохранителей, которые попросту игнорируют любые доводы, содержащиеся в подобных документах.

Вместе с тем мой опыт показывает, что возбуждение уголовного дела по заявлению управляющего не является чем-то невозможным. Как дьявол кроется в мелочах, так и успешное рассмотрение заявления о совершенном преступлении - в его деталях. Нет сомнений, что привлечение к данному и иным вышеописанным вопросам специалистов по уголовному праву значительно повысит ваши шансы на успех.

25 октября 2023 г.

Размещено:25.10.2023 11:11:42 UTC
Обновлено:25.10.2023 11:18:05 UTC
11 июня 2024 г.
Вниманию арбитражных управляющих. Реакция практикующих юристов по следам последних Обзоров Верховного Суда РФ о практике в банкротных делах.
7 июня 2024 г.
Федеральным законом 107-ФЗ от 06.05.2024г, который был разработан Верховным Судом РФ, предусмотрен ряд комплексных поправок в закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс затрагивающих права и обязанности арбитражных управляющих.
15 мая 2024 г.
Госдума в стахановском темпе приняла 06.05.т.г. во втором и третьем чтении внесенный всего лишь в ноябре 2023г Верховным судом законопроект № 516699-8, предусматривающий комплексные поправки в закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс. Вашему вниманию предлагается текст 2-го чтения, поскольку в нем жирным шрифтом выделяются принятые к нему поправки, что облегчает восприятие. Поправок не так уж и много, несмотря на высказанные ранее замечания к законопроекту со стороны Правительства и экспертов. (см. публикацию в ПРОбанкротстве). Тем самым Верховный Суд решил некоторые лишь свои задачи и проблемы (см. статью в Закон.ру - прилагается).
Copyright © 2010-2017
Союз арбитражных управляющих «Авангард»
E-mail: avangard@oau.ru | Контактная информация
Рейтинг@Mail.ru