Новости


Изменения правового регулирования ЭЦП

Электронная подпись в 2021 году: что поменялось и почему скоро все столкнутся с изменениями?

Электронная подпись в 2021 году: что поменялось и почему скоро все столкнутся с изменениями? - Шортрид (shortread.ru)

27.08.2021

Новости, Сервисы

С июля 2021 года вступили в силу поправки в закон об электронной подписи. Пока что действует переходный период. А с 2022 года порядок получения электронной подписи изменится очень существенно. Не все ЭЦП будут действовать как раньше. Как получить квалифицированную электронную подпись сейчас? Что изменится с 2022 года? Кому стоит заранее поменять электронную подпись?

Изменения в порядке получения электронной подписи затронут всех, кто отправляет отчетность через интернет, участвует в торгах, регистрирует сделки с недвижимостью и т.д.

Почему возник ажиотаж из-за поправок по поводу электронной подписи?

Сейчас поэтапно начинают вступать в силу поправки к Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые вносит Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ.

С 1 июля по 31 декабря 2021 года действует переходный период: квалифицированную электронную подпись можно получить только в аккредитованных по новым правилам удостоверяющих центрах (далее - УЦ). Не все УЦ прошли эту аккредитацию.

Директор компании и ИП сейчас могут получить электронную подпись:

бесплатно в ФНС России и у доверенных лиц Удостоверяющего центра ФНС России (далее - доверенные лица) или

платно в аккредитованных УЦ.

С 2022 года электронные подписи для директора и ИП будут выдавать только ФНС России и доверенные лица (коммерческие УЦ не будут их выдавать).

А электронная подпись работников будет действовать только при наличии доверенности, подписанной электронной подписью работодателя.

Кто такие доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России?

Это удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию и которых отобрала ФНС России. Требования к доверенным лицам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2409. Список можно посмотреть здесь. В августе в нем были только ПАО «Сбербанк» и АО «Аналитический центр».

Порядок определения доверенных лиц утвержден в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2020 № 1987.

Где в итоге можно получить электронную подпись с 2022 года?

Это зависит от того, кто получает электронную подпись:

Список УЦ, аккредитованных по новым правилам, размещен здесь. Там же список тех, кто не переаккредитовался.

Для получения электронной подписи в удостоверяющий центр ФНС России можно будет обратиться:

лично с заявлением на бумажном носителе в любой налоговый орган, осуществляющий функции удостоверяющего центра ФНС России (необязательно по месту жительства), или в точку выдачи доверенных лиц;

лично с заявлением на бумажном носителе в отделения операторов электронного документооборота (список здесь);

в электронной форме через Личный кабинет юридического лица или Личный кабинет индивидуального предпринимателя.

ВАЖНО


Срок рассмотрения заявления в ФНС России через личный кабинет - 5 дней, но на практике требуется несколько минут. Затем нужно записаться в налоговый орган для получения сертификата электронной подписи и получить его лично.


А что будет с действующими электронными подписями?

Если подпись выдал УЦ до 01.07.2021, но он не прошел аккредитацию, то подпись будет действовать до 01.01.2022.

Если подпись выдал УЦ, аккредитованный по новым правилам, то подпись будет действовать и дальше, то есть до окончания ее срока.

Если подпись выдал УЦ после 01.07.2021, но он не прошел аккредитацию, то подпись недействительна.

Эти разъяснения содержатся в Письме Минцифры России от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604.

Какую электронную подпись могут получить работники компании?

С 2022 года работники и другие уполномоченные лица юрлиц и ИП могут получить «электронную подпись физического лица». В ней содержатся только данные о ФИО и не указаны данные компании, от имени которой действует физлицо.

Использовать подпись физлица для подписания документов компании можно будет только вместе с электронной доверенностью. Но нужно иметь ввиду, что пока многие системы не могут принимать электронные доверенности (подп. 2 п.1 ст. 17.2, п. 2 ст. 17.3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Что такое электронная доверенность?

С 2022 года работники и другие уполномоченные лица компании могут воспользоваться электронной подписью только при наличии электронной доверенности. Минцифры РФ разработало несколько законопроектов для регулирования этих доверенностей. В них указано, что не нужно будет каждый раз передавать электронную доверенность при подписании электронной подписью, если компания взаимодействует:

с контрагентом в электронной форме на основании соглашения об однократной передаче доверенности в специальную систему головного УЦ;

с федеральными органами власти на основании документа о полномочиях, который получили из той же системы.

Представить доверенность можно будет через систему головного УЦ, аккредитованный УЦ или доверенное лицо удостоверяющего центра ФНС России.

Вот ссылки на эти проекты: проект приказа Минцифры, проект о порядке предоставления доверенности и проект об утверждении требований к хранению, использованию и отмене доверенностей.

А какую электронную подпись нужно получить директору?

Директор, а также ИП уже сейчас может получить электронную подпись в ФНС России и у доверенных лиц. Бесплатно, но придется купить носитель и специальную программу. А с 2022 года других вариантов не будет - в любом случае придется получать подпись через ФНС России или доверенных лиц.

Для получения первой подписи директору придется приехать лично (п. 25 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@). Потом можно будет получать подпись без личного присутствия.

Что нужно для получения электронной подписи в налоговой?

Понадобится представить паспорт, СНИЛС, носитель ключей электронной подписи (как флешка) и документацию на него (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). Носитель должен иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ или ФСТЭК (п. 22 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@).

Носитель можно купить в УЦ или у производителя. Это могут быть модели Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ или другие, соответствующие требованиям ФНС России (Информация ФНС России).

ВАЖНО


Чтобы электронная подпись работала, еще нужно установить действующее средство криптозащиты (например, программу КриптоПро CSP).


Коммерческие УЦ вообще не смогут выдавать электронные подписи после 2022 года?

После 1 января 2022 года коммерческие УЦ смогут выдавать электронную подпись только для физлиц, а также электронные доверенности. Но только при условии, что они переаккредитовались.

8 сентября 2021 г.

Размещено:08.09.2021 13:07:28 UTC
Обновлено:08.09.2021 13:07:28 UTC
11 июня 2024 г.
Вниманию арбитражных управляющих. Реакция практикующих юристов по следам последних Обзоров Верховного Суда РФ о практике в банкротных делах.
7 июня 2024 г.
Федеральным законом 107-ФЗ от 06.05.2024г, который был разработан Верховным Судом РФ, предусмотрен ряд комплексных поправок в закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс затрагивающих права и обязанности арбитражных управляющих.
15 мая 2024 г.
Госдума в стахановском темпе приняла 06.05.т.г. во втором и третьем чтении внесенный всего лишь в ноябре 2023г Верховным судом законопроект № 516699-8, предусматривающий комплексные поправки в закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс. Вашему вниманию предлагается текст 2-го чтения, поскольку в нем жирным шрифтом выделяются принятые к нему поправки, что облегчает восприятие. Поправок не так уж и много, несмотря на высказанные ранее замечания к законопроекту со стороны Правительства и экспертов. (см. публикацию в ПРОбанкротстве). Тем самым Верховный Суд решил некоторые лишь свои задачи и проблемы (см. статью в Закон.ру - прилагается).
Copyright © 2010-2017
Союз арбитражных управляющих «Авангард»
E-mail: avangard@oau.ru | Контактная информация
Рейтинг@Mail.ru